Как платить единый налог с 1 июля 2016 года или очередное упущение законодателя

В прошлой статье мы писали про предстоящее снижение ставок налога с продаж в Кыргызстане. Данные изменения затронут и единый налог, ставки которого также будут снижены с 1 июля 2016 года в соответствии с пунктом 11 Закона КР №235 от 31 декабря 2015 года.

Читайте также:

С 1 июля 2016 года в Кыргызстане снизится ставка налога с продаж

НДС для «чайников» или 5 вещей, которые нужно знать об этом налоге

Для тех, кто не в курсе: единый налог — это налог, заменяющий налог на прибыль и налог с продаж для налогоплательщиков, работающих по упрощенной системе налогообложения.

Единый налог сейчас

В настоящий момент ставки единого налога подразделяются в зависимости от вида деятельности налогоплательщика:

4% — для переработки сельскохозяйственной продукции, для производственной сферы, для торговли;

6% — для всех остальных видов деятельности.

Допустим, вы занимаетесь услугами по ремонту бытовой техники и одновременно продажей запчастей к ней. Работая по упрощенной системе налогообложения, вы должны уплачивать единый налог отдельно для торговли (запчасти) и отдельно для услуг (ремонт) по ставкам, указанным выше. Например, вы отремонтировали холодильник с заменой одной запчасти. Ваши услуги по ремонту обошлись клиенту в 1500 сом, а стоимость замененной запчасти — 500 сом. Получается, что единый налог за услуги по ремонту составит 90 сом (1500*6%), а за продажу запчасти — 20 сом (500*4%). Итого 110 сом налога к оплате.

Единый налог с 1 июля 2016 года

А вот здесь все не так определенно. Сейчас объясним, почему.

Пункт 11 вышеуказанного закона, вносящего изменения в Налоговый кодекс, говорит:

11) часть 1 статьи 362 изложить в следующей редакции:

«1. Налогоплательщик уплачивает налог по ставкам в зависимости от видов деятельности в следующих размерах:

1) для переработки сельскохозяйственной продукции, для производственной сферы, для торговли:

а) при реализации товаров, работ, услуг, оплаченных в наличной форме, — в размере 4 процентов;

б) при реализации товаров, работ, услуг, оплаченных в безналичной форме, — в размере 2 процентов;

2) для остальных видов деятельности:

а) при реализации товаров, работ, услуг, оплаченных в наличной форме, — в размере 6 процентов;

б) при реализации товаров, работ, услуг, оплаченных в безналичной форме, — в размере 3 процентов.»

На первый взгляд, все понятно. Помимо вида деятельности налогоплательщика, законодатель разделил ставки в зависимости и от формы оплаты: ставки для безналичных доходов в два раза ниже, чем для наличных. Цель — побудить налогоплательщиков работать «по-белому» (т.к. доходы, полученные на расчетный счет, уже не скрыть от налоговых органов).

Однако, если вчитаться внимательнее, то получается противоречие. Как мы уже сказали, пункты приведенной статьи делят ставки единого налога в зависимости от вида деятельности налогоплательщика: первый — для переработки сельхозпродукции, производства и торговли; а второй — для всех остальных видов деятельности (куда обычно входит деятельность в сфере работ и услуг). Но внутри этих пунктов с помощью подпунктов «а» и «б» законодатель снова упоминает (правда, другими словами) про виды деятельности: «реализация товаров, работ, услуг». Заметили противоречие?

То есть, если мы продаем товары в наличной форме, то по какой ставке мы должны платить единый налог? 4% или 6%? По идее, это относится к подпункту «а» («в наличной форме») первого пункта («для торговли»). Однако и в подпункте «а» второго пункта тоже значится «реализация товаров в наличной форме»!

Или наоборот: мы получаем доходы от оказания услуг в безналичной форме. По какой ставке нам платить единый налог: 2% или 3%? Поскольку услуги не относятся ни к промышленной переработке сельхозпродукции, ни к производству и ни к торговле, то логически они должны относиться ко второму пункту («для остальных видов деятельности»), а уже внутри этого пункта — к подпункту «б» («в безналичной форме»). Но ведь и в подпункте «б» первого пункта тоже значится «реализация услуг в безналичной форме».

Вот такая картина:)

Можно по-разному интерпретировать эту статью. Можно сказать, что нужно ориентироваться прежде всего на пункты, поскольку они выше подпунктов и т.д. Но, к сожалению, все это будет лишь нашим с вами частным мнением.

И снова законодатель ставит нас в неопределенное положение, заставляя выбирать между переплатой налога и риском его доначисления при очередной налоговой проверке.

Статус писем-разъяснений налоговых органов

В прошлой статье некоторые читатели рекомендовали в таких случаях получать официальное письмо-разъяснение от налоговых органов. И что якобы тогда можно спать спокойно.

К сожалению, эта мера тоже не решает в корне проблему, поскольку в соответствии со ст.31 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» от 20 июля 2009 года:

Официальное толкование (разъяснение) нормативного правового акта или его структурного элемента, за исключением Конституции, осуществляется нормотворческим органом или должностным лицом, принявшим или издавшим этот акт, путем принятия нормативного правового акта.

Налоговый кодекс, также как и законы о внесении в него изменений, принимается Жогорку Кенешем. А следовательно, только этот орган может давать официальное разъяснение его норм согласно вышеуказанной норме. Причем не письмом, а путем принятия нормативного акта. А письмо-разъяснение Государственной налоговой службы помимо того, что принято ненадлежащим органом, согласно вышеуказанному закону нормативным актом не является (ст.2 Закона).

Функция налогового органа — методологическая, т.е. разъяснять налогоплательщикам существующие нормы налогового законодательства (а не произвольно их толковать или придумывать новые). Конечно, иметь официальное письмо налоговых органов — это лучше, чем не иметь ничего. Но помните, что оно не дает вам 100% гарантии.

Презумпция правомерности

Частично успокаивает часть 3 статьи 15 Налогового кодекса, которая установила:

В случае наличия противоречий между нормами настоящего Кодекса или отсутствия норм, необходимых для регулирования налоговых правоотношений, органы налоговой службы и/или судебные органы принимают решение в пользу налогоплательщика.

Однако на практике налоговые органы и суды не всегда признают нормы, указывающие им, как они должны принимать решения. Но на всякий случай запомните эту норму (как дополнительный аргумент).

Читайте также:

5 ошибок налогоплательщиков, влекущих уголовную ответственность в КР

Вывод

В данной ситуации решение остается за вами. Лично мы на 90% уверены, что под пунктами подразумеваются виды деятельности, а под подпунктами — лишь формы оплаты (наличная или безналичная). Однако, как мы уже сказали выше, это всего лишь наше частное мнение.

Единственный способ окончательно поставить точку в этой ситуации — это принять нашему парламенту новый закон о внесении изменений в Налоговый кодекс КР, который будет содержать уже корректную редакцию статьи 362.

А пока нам с вами остается лишь надеяться на здравомыслие наших налоговых органов. Иначе бизнесу не останется ничего, кроме как продолжать скрывать доходы.

P.S. Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ею с друзьями с помощью кнопок ниже! Тем самым вы окажете нам неоценимую помощь в продвижении.

Метки:

3 комментария(-ев)

  • Ажар Ответить

    Мне кажется, что проблема в том, что слово «товары» в пункте 2 — лишнее: если его убрать, все остальное будет понятным, потому что торговля — тоже входит в оказание услуг. Просто у нас по умолчанию принято выделять торговлю из остальных услуг. То же самое касается переработки с/х продукции — это тоже услуги. То есть, если убрать из пункта 2 слово «товаров» и добавить «иные» работы и услуги, то станет понятнее.

  • Каныкей Ответить

    Спасибо за ваши статьи. Просто и понятно.
    Желаю продвижения и успехов.
    Буду с нетерпением ждать новые статьи.

  • Талант Ответить

    Прекрасные статьи. Спасибо вам. Если можно задать вам вопрос, я бы хотел узнать преимущества и минусы формы с ндс в торговле с РФ.

Ответить

* Обязательные поля