Нам 4 года! Бухгалтерский бизнес. История проб и ошибок

Ровно 4 года назад — 21 мая 2014 года — мы начали наш бухгалтерский бизнес и зарегистрировали юридическое лицо. Это были сложные годы. Особенно первые. Мы считали, что для успеха нам достаточно хорошо знать свое дело и любить клиентов. Оказалось, этого недостаточно. Делать работу и делать бизнес, продающий эту работу — две разные вещи. Еще мы поняли, что необходимо очень тщательно продумывать правила игры с клиентом, чтобы избежать недопонимания. В результате мы получили бесценный опыт.

Сегодня мы наконец-то можем сказать, что пришли к стабильности. Это еще не бурный рост, но уже твердая стабильность.

Мы долго думали, что нам написать в этот день. И решили просто в цифрах и фактах показать весь наш путь до сегодняшнего дня. Без воды и эмоций.

Итак, поехали!

апрель 2014 — бывший сотрудник «большой четверки» арендует рабочее место в коворкинге, находит партнера-бухгалтера (на тот момент работающего в крупной производственной компании), создает одностраничный сайт и запускает рекламу. Стартовый капитал составлял примерно $150, из которых $100 ушло на аренду рабочего места, $20 на покупку домена и хостинга, и $30 — на рекламу в Интернете. Пявились первые клиенты.

май 2014 — зарегистрировали юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственность (ОсОО). Наняли первого сотрудника — помощника бухгалтера.

июль 2014 — партнер уволился с работы в производственной компании и стал полноценно работать в бухгалтерском бизнесе.

август 2014 — сняли первый офис — кабинет площадью 20 кв.м. Приобрели информационно-правовую систему «Токтом», чтобы отслеживать изменения в законодательстве.

сентябрь 2014 — решили работать с крупным B2B — представительствами иностранных компаний в КР. Сняли офис в более презентабельном бизнес-центре на ул. Раззакова, 32. Стали работать под вывеской «Чериков и партнеры» (настоящим юридическим наименованием нашей организации). Провели ряд встреч с консалтинговыми компаниями, обслуживающими иностранных клиентов, с просьбой отдавать нам работу в субподряд. На словах все согласились.

октябрь 2014 — нам назначили встречу представители одной международной аудиторской компании и предложили фактическое поглощение. Условия были следующими — они дают нам право работать под их брэндом с предоставлением необходимых материальных ресурсов и трудоустройством  одного из партнеров на должность директора с очень солидной зарплатой, а мы отдаем им 100% доли в уставном капитале. Мы отказались.

ноябрь 2014 — попытка работать с крупным B2B не дала никаких результатов. Прибыль упала до минимума. Мы вынуждены были покинуть офис в бизнес-центре. Партнеры стали работать из дома, а помощника бухгалтера «подселили» в офис одной дружественной организации (там же проводили встречи с клиентами).

декабрь 2014 — количество клиентов стало расти. Купили программу «1С:Бухгалтерия».

январь 2015 — росло чувство разобщенности команды вследствие отсутствия офиса и удаленной работы. Было решено снять недорогой офис. Арендовали кабинет площадью 14 кв.м. на Ж.Пудовкина-Кулатова.

февраль 2015 — количество клиентов выросло до рекордного значения — более 30 организаций и ИП. Мы достигли предела наших возможностей в текущем составе. Тем не менее, размер выручки все еще не позволял нам нанять нового сотрудника. Мы оказались в тупике. После анализа затрачиваемого времени было выявлено, что больше всего времени мы тратим на передвижения по городу (к клиенту и обратно) и стояние в очередях (в налоговой, Соцфонде, банке). Было принято три ключевых решения: 1) перейти на принцип работы из офиса (т.е. клиенты теперь сами должны привозить нам свои документы и они будут храниться у нас в офисе), 2) перейти на электронную сдачу отчетности через Интернет, 3) повысить тарифы. В результате часть клиентов ушла, но выручка упала незначительно. Это высвободило нам время для новых клиентов.

май 2015 — образовался кассовый разрыв вследствие задержки оплаты клиентами наших услуг более чем на месяц. Мотивация упала до минимума. От безысходности было решено ввести пени для клиентов — 100 сом за каждый рабочий день просрочки. Собираемость платежей резко улучшилась и, к нашему удивлению, клиенты с пониманием отнеслись к этому шагу.

август 2015 — выручка все еще была далека от мотивирующей. Решили открыть дополнительное направление нашей деятельности — курсы по налогообложению. Составили программу курса и определили его длительность в один месяц. Договорились с одной образовательной организацией (которые были у нас на бухгалтерском обслуживании) об аренде аудитории для занятий и предоставлении сертификатов от имени этой организации за 40% от выручки.

сентябрь 2015 — определились с датой начала курса и запустили рекламу за 2 недели до его начала. К началу курса набрали полную группу — 15 человек. Это были бухгалтеры, аудиторы, юристы, предприниматели и даже врач! Большинство слушателей остались очень довольны курсом и согласились дать первые видеоотзывы.

октябрь 2015 — доработали программу и запустили второй поток курса по налогообложению. В этот раз решили увеличить количество мест в группе до двадцати человек. Снова набрали полную группу. Пригласили профессионального фотографа для съемки занятий. На основе фотографий и видеоотзывов создали одностраничный сайт, целиком посвященный курсу.

ноябрь 2015 — запустили третий поток курса. Поняли, что перед Новым годом запускаться не стоит. Собрали всего тринадцать человек. Тем не менее впервые ради нашего курса люди специально приехали из Оша.

февраль 2016 — провели четвертый поток курса. Собрали полную группу.

апрель 2016 — на нас вышел Фонд Евразии в Центральной Азии (ФЕЦА) с предложением провести тренинги по основам бухгалтерского учета для предпринимателей Каракола в рамках программы по развитию предпринимательства в регионах КР. Это была рекордная выручка для нашей образовательной деятельности.

июль 2016 — перешли на облачную 1С от компании «1С Като». Тем самым решилась проблема нашей общей зависимости от ноутбука бухгалтера (который он периодически забирал домой) и обеспечения сохранности баз данных клиентов в случае непредвиденных ситуаций.

сентябрь 2016 — провели пятый поток курса по налогообложению. В отличие от других потоков около половины группы составили юристы.

октябрь 2016 — провели шестой (последний на сегодняшний день) поток курса по налогообложению. Переехали в новый офис на К.Акиева-Токтогула (БЦ «Весна») площадью 18 кв. м.

ноябрь 2016 — подписали со страховой компанией «Кыргызстан» договор о страховании нашей профессиональной ответственности перед клиентами на 1 млн. сом. Ввели крайний срок для приема первичных документов от клиентов — 10-е число месяца, следующего за отчетным. Эти шаги можно считать переломными в обеспечении стабильности наших услуг.

декабрь 2016 — рекордно низкая месячная выручка за весь 2016 год — менее 90.000 сом. Партнер объявил о своем решении выйти из бизнеса и пойти работать финансовым директором к нашему клиенту (рекламной компании). После обсуждения ситуации было решено повысить помощника до бухгалтера. Наняли нового помощника.

январь 2017 — новый помощник стал часто отпрашиваться и в конце концов уволился в связи с семейными обстоятельствами.

февраль 2017 — наняли очередного помощника. Проработав менее месяца, уволился со словами «это не мое».

март 2017 — наняли третьего по счету помощника бухгалтера. Партнер окончательно передал дела бухгалтеру и уволился. Выяснилось, что в 1С бухгалтерский учет наиболее крупных клиентов все это время им не велся (более года). Начали восстановление учета клиентов.

май 2017 — восстановление идет крайне медленно (из-за большого объема текущей работы). Всплывают новые недочеты в работе партнера.

август 2017 — восстановили лишь 50% учета. В одно утро помощник неожиданно заявил, что ему предложили новую работу и ему нужно прямо сейчас пойти на собеседование. И пропал. Спустя неделю пришел к нам с пирожными и поставил перед фактом, что он уже работает в другой компании. Взяли четвертого по счету помощника (по рекомендации). Проработал неделю и пропал. На наши звонки и сообщения с просьбой вернуть ключи от офиса так и не ответил. Сменили замок.

сентябрь 2017 — было решено объявить две вакансии на позиции стажеров с последующим трудоустройством одного из них. Отобрали кандидатов и заранее предупредили их о конкурсном характере стажировки. Силами бухгалтера и двух стажеров учет клиентов был полностью восстановлен.

октябрь 2017 — после месяца стажировки определили победителя и наняли его на должность помощника бухгалтера. Работает с нами по сегодняшний день и проявляет себя с наилучшей стороны.

декабрь 2017 — закончили год с рекордной для нашего бухгалтерского направления годовой выручкой — более 2 млн. сом.

январь 2018 — завершили работу над новым сайтом и маркетинговой политикой. Взяли за основу нашей концепции спокойствие клиентов (это то, что мы продаем на самом деле). Обеспечить это мы планируем через стабильную систему бизнеса и страхование профессиональной ответственности. Выбрали принцип ценообразования на основе ежемесячного количества документов у клиента.

февраль 2018 года — переехали в новый офис площадью 24 кв. м. в Ololohaus Manas. Еще нигде мы не встречали такой клиентоориентированности по отношению к арендаторам.

апрель 2018 — перешли с кассового метода учета (характерного для малого бизнеса) в нашей компании на метод начисления. Пришлось на месяц забыть о прибыли, чтобы компенсировать разницу в методах учета. Зато теперь наш фактический учет совпадает с учетом в 1С, что означает полную прозрачность и соответствие нашей финансовой отчетности стандартам МСФО. Что, в свою очередь, закладывает основу для масштабирования нашего бизнеса.

Спасибо всем, кто был все это время с нами и верил в нас! Все будет хорошо:)

 

6 комментария(-ев)

  • Ирина Ответить

    Было интересно почитать вашу историю, описаны проблемы с которыми встречаются очень многие компании. Для себя что-то взяла на заметку. Удачи вам!!!

    • Отчеты.kg Ответить

      Большое спасибо, Ирина!

  • Данияр Эмиль Ответить

    Очень интересно написал! Аж вспомнил дни в коворкинге =)

  • Мээрим Ответить

    Всем рекомендую ваши курсы, которые внесли ясность в мою деятельность и по сей день применяю полученные знания во благо моих клиентов.
    И отчасти на уровне интуиции в бухучете и знаний в налогообложении веду бухучет моей компании )))
    Процветания Вам и успехов!!!

    • Чериков и партнеры Ответить

      Спасибо, Мээрим:) И вам успехов!

Ответить

* Обязательные поля